Коррекционная составляющая на уроках в классе с обучающимися с ЗПР

Панарина Ольга Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №112

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. У них недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. Такие дети с трудом овладевают навыками счета, чтения и письма. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

     Эти и ряд других особенностей говорят о том, что задержка психического развития проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в отставании развития познавательных процессов. Это проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту.

     Снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

     Многие дети испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

     У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у них ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного. Так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

     Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. То и другое с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. Как известно, большинство выполняемых учащимися в классе и дома заданий и упражнений связано с необходимостью решать те или иные мыслительные задачи. При выполнении многих заданий дети сталкиваются с трудностями интеллектуального характера. Испытываемые детьми затруднения связаны прежде всего с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование (отвлечение).

В. В. Лебединский, говоря о ЗПР, указывает на то, что здесь речь идет не о стойком и, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО, характерны следующие специфические образовательные потребности:

· учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

· профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

· постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

· постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

· постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

· развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого.

Среди многообразия клинико-психологических особенностей детей с ЗПР, можно выделить специфические проявления психического развития обучающихся, наиболее затрудняющие усвоение учебного материала:

• нарушение динамики умственной работоспособности;

• эмоционально-волевая незрелость;

• неравномерность развития психических процессов.

На уроках обязательно должны присутствовать задания на коррекцию данных видов нарушений, которые помогут детям благополучно осваивать учебный материал.

На своих уроках также применяю различные способы активизации мыслительной деятельности детей, тренировки психических процессов, самоконтроля, регуляторных функций, технологий и приёмов для лучшего усвоения учебного материала и сохранения работоспособности, эмоциональной устойчивости. Данные виды коррекционных заданий и форм зависят от:

Ø  учебного предмета;

Ø  особенностей развития познавательных процессов;

Ø  особенностей развития эмоционально-волевой сферы.

Все подобные задания лучше проводить в игровой форме или как элемент игры на уроке, т.к. у детей с ЗПР игровая деятельность длительное время является преобладающей. В игровой форме дети не так устают и могут более длительное время заниматься данным видом деятельности.

 

 

В данной таблице представлены некоторые виды и формы коррекционной работы на уроках. Систематическое  применение на уроках данных игр и упражнений поможет не только благополучнее усвоить программный материал, но и поможет в развитии, скорректирует недостающие факторы, помогут в социализации, улучшении регуляторных функций.

 

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Окружающий мир

Коррекция неустойчивости внимания

Игра «Найди слово в слове», «Исправь ошибки»;

«Лишние буквы»;

Методика Мюнстерберга (и ее модификации)

 

Игра «Лишнее число»,

«Проверь правило»; «Незнайка напутал»

Упражнение «Муха»;

Таблицы Шольца (скопировать: числа, выражения)

«Какое слово спряталось?» (корректурная проба)

«Какой герой лишний?»

Игра «Угадай  животное»;

Упражнение «Наблюдательность»;

«Летает-не летает» и варианты;

«Перепутанные линии» - лабиринты

 

Коррекция памяти

«Письмо по памяти»;

«Собери букву (слово, предложение) по памяти»;

«Опиши, что увидел (картинка, репродукция»;

Упражнение «Распространение предложений»;

Упражнение «Структурирование текста»;

Упражнение  «Посчитай слова»;

 

 

 

 

Упражнение  «Запоминание цифр (чисел, названий фигур и т.д.)»;

«Повтори наоборот (числа, названия фигур и т.д)»;

 

 

Упражнение «Игра в рифму»;

 

Упражнение  «Пересказ по кругу»;

 

Упражнение «Пары слов»;

Упражнение  «Выбор»;

 

Коррекция мыслительных операций

Упражнение «Исключение лишнего» (выбор по частям речи, по правилу, т.д) ;

Упражнение «Определения» (подбор прилагательных к слову);

Упражнение «Путаница»

 

Упражнение «Исключение лишнего» (число, пример, выражение, т.д);

Упражнение «Сложение и вычитание»;

Упражнение «Закономерности»;

Упражнение "Сравнение";

Упражнение "Составление фигур из палочек";

 

 

Упражнение «Слова-невидимки»;

Упражнение "Ребусы";

 

 

Упражнение «Исключение лишнего» (животные, природа, рукотворный мир, город, страна, т.д)

Упражнение "Установление связей»;

Упражнение "Классификация";

Упражнение «Перечеркнутые фигуры»;

Упражнение «Кто спрятался»;

Упражнение «Почини коврик»;

 

Коррекция восприятия

«Рамки» для письма «Умести букву»;

«Отгадай букву»;

«Найди границы предложений»;

использование методики поиска информации (матрица букв, слов);

Игровое упражнение «Составь картинку»(для составления рассказа)

 

Игра «Измеряем на глазок» (величину предмета);

использование методики поиска информации (матрицы чисел, геометрических фигур);

повторение геометрического узора в тетради в клетку;

Упражнение «Дорисуй

фигуру» (методика Т.Н. Головиной);

 

 

 

Рамки для чтения;

Игра « Что это за картина?» (определение иллюстрации по фрагменту);

 

 

Использование наглядных схем изображения природных процессов;

Коррекция эмоционально-волевой сферы

1.Организационный настрой на урок, единообразное начало урока.

«Я тетрадь свою открою…».

2.Позитивная эмоциональная и интеллектуальная рефлексия урока.

3. Психогимнастика «Ручеек радости».

4.Игра «Вопрос другу»

5. Игра «Волшебные рисунки», «Кляксы»

6. Игра «Давайте поздороваемся» (пожелания успеха на урок)

 

Укрепление межполушарных связей

1.«Двойные рисунки» (одновременно двумя руками.

2.Игры с руками: «Колечко», «Лезгинка», «Зайчик-класс», «Кулак-ребро-ладонь» и т.п.

3. «Скорая помощь».

Закрепление предметных знаний

Опоры и памятки на правила:

-части речи;

-орфограммы;

-члены предложения;

-графическое изображение букв;

Т.д.

 

 

 

Опоры :

-решение задач;

-состав чисел;

-таблицы сложения, умножения;

-компоненты действий;

Т.д.

 

 

Опоры и схемы:

-природных процессов;

-классификация (объектов природы и рукотворного мира);

-систематизация свойств веществ;

 

 

Литература

1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. 365 с.

2. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического

обследования детей. М.: ВЛАДОС, 2008.

3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: практикум для психологов и логопедов. М., 1998.

4. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития у детей/В.В. Лебединский. - М.,2010.

5. Диагностика познавательных процессов младших школьников: методическое пособие для преподавателей начальных классов ОУ. – Интернет-ресурс:

https://multiurok.ru/files/diaghnostika-poznavatiel-nykh-protsiessov-mladshikh-shkol-nikov.html

6. Захарова Н.А. Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников.- Интернет-ресурс https://infourok.ru/diagnostika-i-korrekciya-poznavatelnih-processov-mladshih-shkolnikov-846097.html

7. Лобина С.А. Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника. - Интернет-ресурс:

http://cinref.ru/razdel/04650raznoe/12/399824.htm


Автор(ы): Панарина Ольга Владимировна
Приложения: