Инклюзивная культура образования

Пригода Наталия Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ  №327

      Надо отметить, что инклюзивное образование означает, что все дети вне зависимости от их этнической принадлежности, физических и ментальных особенностей включены в общую систему образования и учатся с ровесниками в обычных школах по месту жительства. При этом специализированные школы не должны закрываться — просто у родителей появляется реальный выбор, какую систему обучения предпочесть для ребенка.
      Целью инклюзивной среды в школах является создание таких образовательных условий, которые обеспечивали бы ВСЕМ детям возможность удовлетворения их познавательной потребности, личностного, социального (культурного, духовно-нравственного) и физического развития.

     Создание инклюзивной культуры школы включает формирование толерантного отношения к людям (больным, престарелым, людям иной национальности, других субкультур и т.д.; формирование умений обмениваться нужной информацией (знать язык жестов, учитывать при общении традиции других национальностей и т.д); повышение культуры коммуникации (иметь навык общения в разной социальной среде, различных жизненных ситуациях, с людьми, испытывающими трудности при общении и т.д.).
Опыт практической работы показал, что успешному внедрению инклюзии на первых этапах будут способствовать:
• уроки доброты, задачи которых заключаются в формировании толерантного отношения к людям с особенностями в развитии;
• творческие фестивали и конкурсы, во время их проведения возможно создание атмосферы равного партнерства обычных детей и детей с ОВЗ;
• организации встреч с паралимпийцами, а также людьми, которые несмотря на свои ограниченные возможности добились высоких показателей (бальные танцы колясочников, слабовидящие художники и мастера прикладного творчества, театры простодушных актеров, работа в общественных организациях и т.д.).

В Федеральных государственных стандартах второго поколения прописано, что учащиеся должны овладеть «универсальными учебными действиями», в том числе и коммуникативными.

Создание особой инклюзивной среды в образовательном учреждении научит детей слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партера и самого себя.
При формировании инклюзивной культуры педагогический коллектив должен быть готов к идее разнообразия, толерантен и уважителен к людям, имеющим особенности в развитии, способен к установлению высоких, но реалистичных стандартов.

Правила, которые должны помнить и применять на практике педагоги:
• Понимать переживания ученика.
• Включить ребенка в среду сверстников.
• Уметь принимать разные настроения ученика и правильно реагировать
на его эмоции.
• Создать окружение стабильности, повторяемости, безопасности, теплоты, эмпатии, поддержки, сопричастности, справедливости и спокойствия.
• Создать всем ученикам в классе ощущение своей необходимости для
классного коллектива.
• Не допускать манипулирование одного ребенка другим.
• Отводить каждому ученику в классе важную роль.
• Уметь использовать юмор для снятия напряжения.
• Помочь ученику ставить цели, чтобы правильно оценить свои возможности не только в учебе, но и в поведении.
Одним из факторов успешности создания благоприятной инклюзивной среды в учреждении является готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Демонстрируя другим свое позитивное отношение к человеку с ОВЗ, педагог развивает культуру учреждения – все постепенно понимают, что
к «особым» людям здесь хорошо относятся.

На начальном этапе создания инклюзивной культуры руководитель образовательной организации:
1) определяет цель ;
2) ставит задачи ;
3) выбирает пути их решения (создание рабочей группы, заключение договоров с центрами, где есть специалисты службы сопровождения, работа с общественными организациями и лидерами волонтерских движений и т.д.).
Всему этому будет способствовать создание своей комплексной программы развития инклюзивной культуры в образовательном учреждении.
Содержание программы должно быть основано на том, что в центре находится личность ребенка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Литература
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2013. Электронный ресурс. http://base.garant.ru/70291362/.
2. Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г., Хиленко Т.П. и др. Организационно-методические основы подготовки образовательных учреждений к введению
ФГОС. М.: Педагогическая академия, 2011.
3. Приоритеты социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в России. М.: Детский фонд ООН ЮНИСЕФ,
2011.
4. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы // Психолого-педагогические
основы инклюзивного образования. М., 2013.
5. Шеманов А.Ю. Инклюзивная культура в образовании. Презентация.
Электронный ресурс http://www.inclusive-edu.ru/life_news/1/615/
6. Витвар О.И. Современное управление школой: практикум для директора. Библиотека журнала «Директор школы». М.: Сентябрь, 2014г.


Автор(ы): Пригода Наталия Анатольевна
Приложения: