Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации
в дошкольных  образовательных учреждениях

Глухих Марина Юрьевна

Государственная политика в сфере образования, обозначенная в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования направлена на созидание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а также создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации. Процесс создания условий для каждого конкретного ребенка в конкретном учреждении становится центром внимания педагога. Качество образования во многом определяется профессиональной компетентностью педагогических кадров. Успех реализации изменений образовательного процесса в соответствии с идеями модернизации образования определяется тем, насколько готов к принятию инноваций сам педагог. Именно для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога.

К педагогическим работникам ДОУ сейчас применяется 2 вида стандартов:

- ФГОС ДО, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации;

- Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС ДО касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГО ДО уже действует, а профессиональный стандарт в отношении педагогических работников вступает в силу лишь с 2020 года.

Тем не менее и ФГОС ДО, и профессиональный стандарт педагога ДОУ между собой тесно связаны.

Для решения проблемы формирования успешной личности дошкольников можно применять различные средства, способы, методы, приемы, подходы. Их применение в значительной степени зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, таким как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Педагог всегда был, есть и будет ключевой фигурой образовательного учреждения. В связи с этим, появилась необходимость создания внутрифирменного обучения педагогического коллектива к апробации материалов профессионального стандарта.

 

Внутрифирменное повышение квалификации – это процесс постоянного совершенствования знаний и компетентностей, навыков и умений педагогов, их созидательной деятельности.

 

Реализация внутрифирменного повышения квалификации осуществляется с учетом:

- внешних ресурсов (очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы; очно-заочные курсы; целевые курсы и семинары; дистанционное повышение квалификации; курсы повышения квалификации по модульным учебным программам).

- внутренних ресурсов (программа внутрифирменного обучения, как составляющая кадровой политики ДОУ, технологическое сопровождение внутрифирменного повышения квалификации, индивидуальные планы развития профессиональной компетентности педагога).

 

Преимущества организации внутрифирменного повышения квалификации:

- учет образовательных потребностей педагогов;

- обогащение знаний и умений педагога;

- формирование профессиональной компетентности;

- улучшение качества образовательных услуг;

- умение педагога реагировать на меняющуюся ситуацию в образовании;

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- использование различных способов интегрирования информации;

- обучение без отрыва от производства;

- составление и реализация индивидуальных образовательных планов;

- возможность находить пути решения проблемы;

- сотрудничество и работа в группе;

- самостоятельное обучение;

- выстраивание конструктивных взаимоотношений с другими людьми.

 

Цель внутрифирменного повышения квалификации: подготовить педагогические кадры к работе по профессиональному стандарту.

 

План внутрифирменного повышения квалификации педагогических работников ГБДОУ детский сад Санкт-Петербурга

                                                    

Месяц

Методическая работа и взаимодействие с педагогами

Сентябрь

Заседание рабочей группы:

- разработка плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов;

- плана-графика внутрифирменного повышения квалификации по профессиональным стандартам

 

Консультация «Ознакомление педагогов с содержанием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

 

Внесение изменений в годовой план работы ДОУ в соответствии с профессиональными стандартами

 

Обеспечение укомплектованности методического кабинета ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по профессиональным стандартам

 

Октябрь

Заседание рабочей группы:

- разработка мероприятий, направленных на совершенствование трудовых функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»

 

Семинар «Профессиональная компетентность воспитателя»

 

Разработка, согласование и утверждение изменений в локальных актах

 

Размещение информации о профессиональных стандартах на стенде ДОУ и на официальном сайте учреждения

 

Ноябрь

Заседание рабочей группы:

- поддержка и развитие кадрового потенциала

 

Консультация «Роль воспитателя в свете нового профессионального стандарта»

 

Декабрь

Составление графика повышения квалификации, курсовой переподготовки

 

Консультация «Совершенствование педагогического мастерства воспитателя через самообразование»

Разработка консультаций для родителей воспитанников «Профессиональный стандарт «Педагог»

 

Январь

Формирование банка нормативно-правовых документов ДОУ, регламентирующих введение профессионального стандарта «Педагог»

 

Деловая игра «Знание нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ»

 

Февраль

Заседание рабочей группы:

- разработка материалов для обучения педагогов

 

Консультация «Аттестация педагога»

 

Март

Заседание рабочей группы:

- разработка материалов для анкетирования педагогов

 

Внутренний аудит (анкетирование) готовности педагога к введению

профстандарта «Анализ соответствия профессиональных компетенций педагогов ДОУ требованиям профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования»

 

Апрель

Заседание рабочей группы:

- обсуждение итогов анкетирования (внутреннего аудита) педагогов

 

Консультация «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»

 

Май

Заседание рабочей группы:

- составление отчета о ходе выполнения плана по организации применения профессиональных стандартов

 

Подведение итогов работы по введению профессиональных стандартов

педагога на педагогическом совете и на общем собрании работников в следующем учебном году

 

 

 

 

 

Информационно-методические ресурсы

Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение профессиональных стандартов

- Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности»


Автор(ы): Глухих Марина Юрьевна
Приложения: