ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Бойцева Юлия Ростиславовна, ГБОУ школа №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед.

Логопедическая работа занимает особое место в процессе коррекции нарушений развития у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Хорошо развитая речь- основа успешного школьного обучения.

В школе, в которой я работаю в должности учителя-логопеда последние 10 лет, обучаются дети с легкими интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития. В данной статье хочу затронуть организационные проблемы, возникшие в связи с увеличением количества детей с тяжелыми нарушениями речи, и, как следствие, нехваткой квалифицированных учителей-логопедов для работы с ними, проанализировать причины и предложить возможные пути решения сложившейся ситуации.

У учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями логопедические проблемы носят стойкий системный характер, который затрагивает все компоненты речевой системы: лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную монологическую, диалогическую и фразовую речь; грамматический строй речи); смысловую (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать слово, ситуацию и сделать выводы); фонетико-фонематическую (звукопроизношение, звуковое различение). Все вышеперечисленные нарушения отрицательно сказываются и на развитии письменной речи.

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы включает в себя формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, максимальное использование анализаторов и разнообразной наглядности.

 Всем учащимся нашей школы ПМПК рекомендует занятия с учителем-логопедом (без указания количества занятий).

Но с выполнением этих рекомендаций возникают затруднения:

1. Согласно распоряжению Министерства просвещения №Р-25 от 06.08.2020 года,учитель-логопед должен зачислить на занятия 6-12 детей с ОВЗ (на одну ставку).

В школе на сегодняшний момент 5 нулевых первых классов. Учителей-логопедов, которых в нашем учреждении четверо, согласно нормативу, хватает только на эти классы.

Если один специалист возьмет учащихся 1-го нулевого класса и выпустит их в течение одного учебного года, то, казалось бы, проблема решена- на следующий год можно набрать следующий первый нулевой класс и так далее.

Но учащиеся, поступающие в первые нулевые классы нашей школы, имеют нарушения речи, которые за год исправить невозможно: почти у всех полиморфное нарушение звукопроизношения, без каких-либо следов логопедического воздействия в дошкольном возрасте (звуки не поставлены, артикуляционная моторика не развита, дети не знают даже самых элементарных артикуляционных упражнений). Речь большинства учащихся не понятна окружающим! Соответственно, почти всем первоклассникам нужны пролонгированные сроки коррекции речевых нарушений. Ведь, как известно, оптимальный возраст для постановки звуков у большинства детей- 5 лет! Своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности ребенка, играет большую роль в коррекции звукопроизношения. Единственное исключение составляют дети с поздним началом речи и расстройствами аутистического спектра, но таких немного. Соответственно, у большинства детей была возможна работа над звукопроизношением в дошкольный период! Учащимся с легкими интеллектуальными нарушениями можно было хотя бы начать постановку и частичную автоматизацию, а у детей с задержкой психического развития - возможно полностью автоматизировать звуки. Но почти все первоклассники поступают в нашу школу с нарушением произношения нескольких групп звуков (90%-100% в каждом классе) И, кроме этого, у всех детей недостаточный или очень бедный словарный запас, недоразвитие фонематических процессов, значительное количество аграмматизмов, что тоже требует коррекции.

Таким образом, школьный логопед сталкивается с необходимостью восполнить пробелы в дошкольном обучении и параллельно заняться дальнейшим развитием речи ребенка и профилактикой дислексии и дисграфии (школьники с легкими интеллектуальными нарушениями почти всегда отражают на письме дефекты звукопроизношения).

О причинах такого состояния речи детей при поступлении в школу можно только догадываться, но, вероятно, их несколько:

1.Позднее обращение родителей за помощью к учителю-логопеду (что трудно представить, зная систему работы логопедов дошкольных учреждений-они обследуют детей массовых детских садов и дают направление на ПМПК, всем кому это необходимо, в возрасте 4-5-ти лет, а то и раньше).

2. Не выполнение родителями рекомендаций и домашних заданий дошкольных учителей-логопедов (отказ от посещения врачей-неврологов, сурдологов, психиатров, игнорирование речевого материала на автоматизацию звуков, отсутствие контроля за звукопроизношением ребенка со стороны родителей).

3. Перегруженность дошкольных логопедов документацией, большим количеством обучающихся.

4. Низкая квалификация некоторых учителей-логопедов: в последнее время на эту должность могут быть приняты специалисты, закончившие курсы или прошедшие переподготовку дистанционно, что не может не сказываться на качестве их работы.

 Какими бы ни были причины, следует отметить: многие школьные логопеды первого сентября видят перед собой детей, уровень развития речи которых соответствует средней или старшей группе детского сада (даже с учетом снижения интеллекта)!

Таким образом специалистам, работающим в школе, приходится еще не закончив коррекцию речевых нарушений у предыдущих первоклассников, обеспечивать вновь поступивших детей логопедической помощью.

 Рабочее время учителя-логопеда не безгранично, но родителям сложно объяснить, почему продолжить работу с их ребенком нет возможности. Большинство думает, что если в садике речь не исправили, то в школе точно исправят! Соответственно количество детей начинает расти в геометрической прогрессии.

Но школьных логопедов всегда было меньше, чем дошкольных. И работа школьного логопеда предполагает в основном групповую форму организации логопедического воздействия, а детям с такими нарушениями звукопроизношения необходимо большое число индивидуальных занятий.

Конечно, можно встать на принципиальную позицию, набирать 12 человек и выпускать их через год, несмотря на результат.

Но при таком подходе возникает несколько проблем: во-первых, очень жаль приложенных усилий-звуки семилетним детям ставятся долго, автоматизировать их за год удается не всегда. Во-вторых, родители учащихся задания школьного логопеда выполняют плохо, у них помимо звукопроизношения, появляется масса других проблем, связанных со школьным обучением. Соответственно, если выпустить детей через год, практически все полученные навыки будут утрачены.

И последнее, самое важное, -дети не виноваты в том, что взрослые не обеспечили их логопедической помощью в должном объеме.

В связи с создавшейся ситуацией, предполагаются следующие способы решения данной проблемы:

1. При распределении рабочего времени основные часы логопедической работы выделить на первый дополнительный класс. Объединить детей в небольшие подгруппы с учетом дефекта звукопроизношения и попытаться таким образом поставить звуки, над которыми не работали в дошкольном периоде. Это позволит сократить количество индивидуальных занятий, необходимых в большом количестве семилетним детям с нарушенным звукопроизношением.

2. Меньшую часть часов выделить на первый основной класс (второй год обучения), сформировать подгруппы в зависимости от степени корректировки звукопроизношения: тех, у кого звуки автоматизированы, выделить в отдельную подгруппу, с остальными продолжить работать по прежнему принципу (как правило ко второму году обучения подгруппа детей с нарушенным звукопроизношением меньше, чем группа с автоматизированными звуками). Небольшое число детей во второй подгруппе позволяет продолжить работу над звукопроизношением и осуществлять профилактику дисграфии и дислексии.

3.  К концу второго года обучения подобная система позволяет скорректировать звукопроизношение у большинства детей. Во втором классе подгруппы   учащихся формируются в зависимости от возможного преобладающего вида дисграфии. Детям, у которых нарушение звукопроизношения было настолько тяжелым, что не исправилось за два года, оставить индивидуальные занятия.

4. У учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями речевые проблемы носят системный характер. Поэтому большинство нуждается в логопедических занятиях в течение всего курса начального обучения. Но часов работы учителей-логопедов нашей школы с трудом хватает только на первый основной, первый дополнительный и второй класс. Чтобы не оставлять учащихся третьих и четвертых классов без логопедической помощи, наши специалисты проводят занятия по внеурочной деятельности коррекционной логопедической направленности вне основного рабочего графика.

Чтобы наглядно пояснить все вышесказанное, приведу возможные примеры распределения рабочего времени:

День недели

Время

Подгрупповые занятия

Индивидуальная работа

Понедельник

13.00-13.30

13.40-14.10

14.20-14.40

14.30-15.10

15.20-16.00

16.00-17.00

1 нулевой класс1подгруппа

1 нулевой класс 2 подгруппа

1 нулевой класс 3 подгруппа

2 класс 1 подгруппа

2 класс 2 подгруппа

 

 

 

 

 

1 основной класс-3 человека

Вторник

13.00-13.30

13.40-14.10

14.20-14.50

15.00-15.40

15.50-17.00

1 основной класс 1 подгруппа

1 основной класс 2 подгруппа

2 класс 1 подгруппа

2 класс 2 подгруппа

 

 

 

 

1 нулевой класс –5 человек

Среда

13.00-13.30

13.40-14.10

14.20-14.40

14.30-15.10

15.20-16.00

16.00-17.00

1 нулевой класс 1подгруппа

1 нулевой класс 2 подгруппа

1 нулевой класс 3 подгруппа

2 класс 1 подгруппа

2 класс 2 подгруппа

 

 

 

 

 

2 класс-3 человека

Четверг

13.00-13.30

13.40-14.10

14.20-14.40

14.30-15.10

15.20-16.00

16.00-17.00

1 нулевой класс 1подгруппа

1 нулевой класс 2 подгруппа

1 нулевой класс 3 подгруппа

1 основной класс 1 подгруппа

1 основной класс 1 подгруппа

 

 

 

 

 

 

1 основной класс-

3 человека

Пятница

13.00-13.30

13.40-14.10

14.20-14.40

14.50-15.20

15.30-17.00

1 нулевой класс 1подгруппа

1 нулевой класс 2 подгруппа

1 нулевой класс 3 подгруппа

1 основной класс 3 подгруппа

 

 

 

 

 

1 нулевой класс-6 человек

 

Данное расписание является условным, возможны другие варианты в зависимости от уровня развития речи детей!

Кроме большого количества детей с полиморфным нарушением звукопроизношения, спецификой нашего учреждения является наличие учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями, которые не усваивают буквы в течение первого года обучения. Это можно объяснить следующими причинами: заключением ПМПК, предполагающим пересмотр программы; отказом родителей следовать заключению ПМПК или нежеланием переводить ребенка в другое учебное заведение, где реализуется необходимая программа; индивидуальными особенностями развития ребенка.

В связи с наличием таких учащихся в каждом классе, целесообразно к концу первого года обучения объединить их в отдельную подгруппу, чтобы сократить отставание в усвоении школьной программы от остальных детей. Если есть такая возможность, объединить учеников с этим нарушением из разных классов.

Еще одной большой проблемой школ для учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития является зачисление детей в течение всего учебного года. Такие ученики, как правило, значительно отстают по программе от одноклассников, так как многие должны были обучаться в нашем учреждении с первого класса, но по ряду причин находились в массовых учебных заведениях (нежелание родителей обучаться по облегченной программе, асоциальная обстановка в семье, проживание в других регионах и т.д.) Для них приходится подбирать особые методы и приемы работы.

Также в нашем учебном заведении есть дети, находящиеся на надомном обучении из-за особенностей психического развития и, реже, состояния здоровья. Это, как правило, учащиеся с самыми сложными нарушениями речи.  Но в данном случае эти нарушения еще и накладываются на проблемы психо-неврологического характера. Таким детям приходится выделять на занятие по 30-40 минут в связи с тяжестью речевого нарушения и отсутствия их на подгрупповых занятиях. С этой категорией учащихся логопед, как правило, работает в первой половине дня. Занятия необходимо согласовывать с основным расписанием уроков, потому что большинство таких ребят-инвалиды, и родители просто не в состоянии привезти их вечером повторно для занятий со специалистами. Для этих детей необходимо разрабатывать отдельную программу.

Еще одной особенностью, значительно затрудняющей работу учителя-логопеда, является большая загруженность детей во второй половине дня. После уроков проходят: внеурочная деятельность, занятия с учителем-дефектологом, логопедом, психологом, многочисленные кружки (которые по нашей просьбе стараются проводить после трех часов). Все это также является важной частью школьного обучения, но зачастую приводит к истощению нервной системы ребенка, что, в свою очередь, влияет на результат логопедического воздействия.

 Таким образом учителю-логопеду в нашем учреждении приходится решать целый комплекс задач, которых нет в учебных заведениях, реализующих обычную школьную программу. И наиболее простым и правильным выходом из создавшейся ситуации было бы увеличение количества учителей-логопедов. Но если по ряду причин это пока невозможно, опыт работы по организации логопедической помощи, описанный в данной статье, можно использовать как временный вариант до улучшения обстановки с укомплектованностью педагогическими кадрами.


Автор(ы): Бойцева Юлия Ростиславовна
Приложения: