Театрализованная деятельность в ДОУ

Зубачева Елена Эдуардовна,
воспитатель ГБДОУ №30

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценного отношения со сверстниками и взрослыми. В настоящее время актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества детей. Тематика театрализованной деятельности не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Ведь театр привлекает детей своей красочностью, яркостью. В театре дети видят знакомые и близкие игрушки: лисичку, волка, зайку, собачку, мышку и др. – но живых, которые двигаются, говорят и, поэтому стали еще привлекательнее и интереснее. Театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона воспитанников и родителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через использование театрализованной деятельности в различных режимных моментах. Театральное творчество помогает не только воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в дошкольном возрасте – основной вид деятельности.      Использование театрализации в режимных моментах позволяет решать многие педагогические задачи, захватывающие  все области. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных,  что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родному театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Основные требования к организации театральной деятельности являются:                                                       

 - формирование интереса к театральным играм;                                                                                                      - разнообразие тем, в соответствии с возрастом;                                                                                                    - ежедневное включение театрализацию в жизнь  детей;                                                                                                                                                                                 - взаимодействие детей с взрослыми.                                                                                                                  Игра у детей развивает:                                                                                                                                                   - непроизвольную эмоциональную речь;                                                                                                                   - развивает у детей опыт в социальных навыков (воспитывает доброту, дружбу)                                             - эмоциональную сферу (заставляет сочувствовать, сопереживать персонажам, выражать разные эмоции - радость, грусть, переживание, восторг);                                                                          Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи детей. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное - четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Главная задача создать условия для развития навыков театрализации у детей. Существует различные виды театров: пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр резиновых игрушек, фланелеграф, театр вязаных игрушек, тряпичных кукол, театр теней, магнитный. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показывает, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.   Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития театрализации и воспитания, как дошкольный. С помощью театрализованных занятий с дошкольниками можно решать практически все задачи программы развития речи. 


Автор(ы): Зубачева Елена Эдуардовна
Приложения: