Кризис смысла в подростковом возрасте

Чубенко Валерия Валерьевна

Подростковый возраст – это период не только физического, но и когнитивного взросления. В настоящее время существует несколько классификаций взросления, обусловленных как внутренними (степень аффективности, наличие внутриличностных конфликтов и др.), так и внешними факторами (оценка окружающими, нормы общества и др.). Основными индикаторами взросления подростков являются:

-  принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела, необходимость осознания его особенностей и научение осмысленно управлять своим телом;

-  усвоение мужской или женской роли: необходимость индивидуально выбрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли;

-  установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы;

-  завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых при объективно существующем сопротивлении взрослых;

-  подготовка к профессиональной карьере;

- подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей;

- формирование социально - ответственного поведения: подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина;

- построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию собственной системы ценностей, которая регулировала бы поведение.

Ключевые характеристики позиции Взрослого в ситуации поддержки взросления – поиска жизненных смыслов.

Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте остается актуальной так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия смысла жизни; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у юношей и девушек. Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, и др.

Взросление – это неотъемлемый этап жизни каждого человека, и важную роль в нем играют взрослые люди. Именно этап взросления определяет то, каким взрослым будет подросток.

Каким же образом на этап взросления влияет взрослый? В первую очередь, подросток – это человек, который изучает мир вокруг себя, а взрослые – это проводники в этот мир. Именно взрослый человек задает векторы и стандарты поведения.

В определенный момент жизни, во время этапа взросления, для подростка становится по-настоящему серьезными вопросы – Кем же стать? Кем я хочу быть? Что мне интересно на самом деле? В первую очередь, поддержку и ответы подростки ждут от взрослых, от тех людей, которые, как считают юноши и девушки, уже нашли ответы на подобные вопросы.

На этапе взросления человек нуждается в определенном количестве поддержки, позитивных констатаций, помощи в поиске личной мотивации. У всего в этом мире есть причина и следствие. Для того, чтобы чего-то достигать, нужно для чего-то этого хотеть. Иными словами, человек должен видеть смысл в собственной деятельности. Именно взрослый может помочь подростку сделать самостоятельный выбор, самостоятельно решить свою дальнейшую судьбу.

Бесспорно, что смысл жизни человека – прожить ее счастливо, однако, для этого человеку нужна некая деятельность. Без мотивации, без жизненного смысла никакая деятельность не сработает, она не будет эффективна, а, следовательно, человек не будет счастлив. Без мотивации деятельность становиться тяжестью, а любые результаты, даже самые высокие, не будут удовлетворять в полной мере. Именно для этого человеку необходим смысл в его деятельности. И каждый этот смысл для себя определяет сам. Ориентирами становятся, как правило, родители или другие взрослые, которые обладают в глазах подростка определенным авторитетом. И с вопросом «Что мне делать дальше?» подростки, естественно, обратятся к тем взрослым, кому они доверяют.

Делая вывод, становится понятно, что роль взрослого в жизни юношей и девушек, проходящих этапы взросления, крайне важна. И эта роль может быть реализована в полной мере лишь при условии, что подросток ему доверяет.


Автор(ы): Чубенко Валерия Валерьевна
Приложения: