Колумбайн – современная проблема школы

Зотова Лилия Анатольевна 

Зотов Игорь Владимирович – старший преподаватель кафедры общеразвивающих предметов ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», Санкт-Петербург, Российская Федерация

Зотова Лилия Анатольевна – воспитатель ГПД ГБОУ школа 655, Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Сам термин появился после массового убийства в школе «Колумбайн» (англ. Columbine High School massacre). Спланированное нападение двух учеников старших классов этой школы округа Джефферсон, штат Колорадо США, Эрика Харриса и Дилана Клиболда, на остальных учеников и персонал этой школы произошло 20 апреля 1999 года с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Нападавшие убили 13 человек (12 учеников и одного учителя), ранили ещё 23 человека, после чего покончили с собой. Трагедия получила широкий резонанс в США и вызвала бурные споры о необходимости ужесточения контроля над владением и оборотом огнестрельного оружия. Произошедшее привело к ужесточению систем безопасности в учебных заведениях и усилению контроля над доступом детей к Интернету и жестоким видеоиграм.

К большому сожалению, сегодня данный термин вынуждены применять и в нашей стране. Вот только небольшая хронология скул-шутинга в образовательных организациях России за последнее время.

3 февраля 2014 года произошёл инцидент со стрельбой в школе № 263 в районе Отрадное города Москвы. Десятиклассник Сергей Гордеев, вооружённый карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. После переговоров, в которых участвовал отец преступника, подросток отпустил заложников, а через некоторое время был задержан. Произошедший инцидент стал первым в России случаем школьной стрельбы, в ходе которого погибли люди; он получил широкий резонанс в российском обществе и вызвал бурные дискуссии о необходимости ужесточения систем безопасности в учебных заведениях, а также о негативном влиянии фильмов, телевизионных передач и видеоигр, содержащих сцены насилия.

30 ноября 2015 года в здании саратовского лицея №62 во время показательных занятий по боевым единоборствам отец одной из учениц в ходе ссоры с тренером по карате открыл огонь из пистолета. Тренер, президент Федерации карате Саратовской области Азамат Норманов, был убит, еще двое родителей были ранены, дети не пострадали. Стрелявший, 45-летний Расим Керимов, сдался полиции. 11 октября 2016 года он был приговорен к 24 годам колонии строгого режима и штрафу в 5,5 млн руб.

11 февраля 2017 года на уроке в школе №1 города Нижнекамска (Республика Татарстан) 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте. Пострадавший подросток обратился в медпункт, где ему отказались вызвать скорую помощь. В итоге директор довез пострадавшего в больницу на личном автомобиле. 17 февраля ребенок скончался в одной из больниц Казани от полученного ранения. Против стрелявшего было возбуждено уголовное дело по статье 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека», против сотрудников школы - по части 2 статьи 293 УК РФ «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека».

5 сентября 2017 года ученик девятого класса школы №1 города Ивантеевка (Московская обл.) принес в учебное заведение самодельные взрывпакеты, топор и пневматическое оружие. Он выстрелил из оружия в учительницу и ударил ее топором, а пиротехнические средства взорвал. Испугавшись, трое учеников выпрыгнули из окна, получив в результате различные травмы. Нападавший был арестован сотрудниками полиции. Как установила судебная психолого-психиатрическая экспертиза, на момент совершения преступления подросток был вменяемым и осознавал характер своих деяний. 15 февраля 2019 года Ивантеевский городской суд признал подростка виновным и приговорил его к 7 годам и 3 месяцам воспитательной колонии.

17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже произошла стрельба, сопровождавшаяся подрывом самодельного взрывного устройства. В результате погибли 20 человек, не менее 65 человек получили ранения. По факту происшедшего Следственный комитет (СК) РФ возбудил уголовное дело по статье 205 «Террористический акт» УК РФ, однако вскоре переквалифицировал его на часть 2 статьи 105 УК РФ «Убийство двух и более лиц общеопасным способом». В апреле 2019 года, выступая на лекции во Всероссийском государственном университете юстиции, председатель СК РФ Александр Бастрыкин назвал причиной стрельбы в керченском колледже "унижение на основе разного имущественного положения".

14 ноября 2019 года в Благовещенске 19-летний студент Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства устроил стрельбу в здании данного учебного заведения из зарегистрированного за ним охотничьего оружия. В СК РФ сообщили, что в результате от огнестрельных ранений погиб 19-летний мужчина, еще трое молодых людей пострадали. Злоумышленник покончил с собой.

11 мая 2021 года в Казани (Татарстан) 19-летний Ильназ Галявиев устроил взрыв и стрельбу в гимназии № 175, убив семерых детей и двух учителей, еще 24 человека пострадали. Галявиев был задержан. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ «Убийство двух и более лиц», максимально возможное наказание – пожизненное лишение свободы. Молодому человеку предъявлено обвинение, вину он признал. Юноша впоследствии заявил, что устроил стрельбу из ненависти.

20 сентября 2021 года 18-летний студент Тимур Бекмансуров открыл стрельбу в Пермском государственном национально-исследовательском университете. Погибли шесть человек, 28 получили огнестрельные ранения. Открывший стрельбу студент оказал сопротивление при задержании и был ранен.

26 апреля 2022 года 26-летний житель рабочего посёлка Вешкайма Ульяновской области открыл стрельбу в детском саду «Рябинка» из охотничьего ружья ИЖ-27. Сначала возле здания ранил помощницу воспитателя, после чего вошёл в детский сад, застрелил воспитательницу, которая пыталась его остановить, убил двоих детей 5 и 6 лет, затем застрелился.

26 сентября 2022 года в школе № 88 Ижевска (Республика Удмуртия) её бывший выпускник 34-летний Артём Казанцев устроил стрельбу из двух травматических пистолетов Макарова, переделанных в боевые, убил 18 человек (из них 11 детей), ранил 23 человека и застрелился сам.

7 декабря 2023 года ученица гимназии № 5 Брянска пронесла в школу помповое ружье и открыла огонь по своим одноклассникам. Затем 14-летняя школьница покончила с собой. В результате стрельбы погибла одноклассница нападавшей. Еще пятеро получили ранения. Двое из них находились в тяжелом состоянии, они были эвакуированы на лечение в Москву.

И это только данные из открытых источников (средств массовой информации и Интернета) по крупным событиям, повлекшие за собой тяжкие последствия.

Почему ученик приносит оружие в школу и без причины открывает огонь по одноклассникам и учителям? Школьные стрелки злые? Сумасшедшие? Их мотивирует месть? Ненависть к жертвам? Жажда внимания?

Почему люди применяют насилие друг к другу? Неясно. Ученые, мыслители, историки изучали этот вопрос на протяжении веков, но ответ по-прежнему не найден. Корни насильственных действий разнообразны и сложны. Совокупность факторов варьируется в зависимости от личности стрелка и обстоятельств, которые его мотивируют. Понять насилие уже после его проявления сложно. Попытаться оценить угрозу и предотвратить её осуществление – ещё труднее.

Из-за активного освещения в СМИ известия о таких трагедиях распространяются по всем уголкам страны, сея ужас и страх. Преподаватели, психологи, соцработники, законодатели, сотрудники правоохранительных органов, родители, ученики – все испытывают чувство разочарования, беспомощности и острое желание принять быстрые контрмеры, чтобы предотвратить подобные инциденты.

Подобные реакции общества способны привести к принятию негибкой политики в отношении учащихся и организации учебного процесса. Одна из типичных ответных реакций – попытка вычислить следующего преступника, разработав «психологический портрет» школьного стрелка.

Это может показаться разумной превентивной мерой, но на практике попытка составить «контрольный список» признаков для обнаружения потенциального убийцы грозит опасными последствиями. Такие списки, публикуемые в СМИ, могут привести к несправедливой оценке не склонных к насилию учащихся, как потенциально опасных или даже представляющих смертельную угрозу. На самом деле, многие подростки, никогда не совершавшие насильственных действий, будут демонстрировать некоторые черты из включенных в список.

Другая типичная реакция – ужесточение мер безопасности непосредственно в школах.

Но важно на самом деле другое:

•          Как конкретный школьник пришел к выводу, что стрельба по одноклассникам и учителям каким-то образом станет решением его проблем или удовлетворением эмоциональных потребностей?

•          Каково было влияние семьи, друзей и окружающих?

•          Были ли какие-то тревожные предвестники? Не список черт, а подсказки, которые могли бы указать на необходимость профилактики.

Проблема, с которой сталкиваются преподаватели, правоохранительные органы и широкая общественность, заключается не в том, чтобы научиться предсказывать школьное насилие. Точно прогнозировать любой вид насилия крайне сложно.

Определить, что человек, который никогда не совершал насильственные действия в прошлом, совершит их в будущем – еще сложнее. Предсказать действия, которые происходят так редко, как массовые убийства в школах, практически невозможно.

Это простая статистическая логика: если частота проявления любой формы насилия очень низкая, а число людей, входящих в группу риска по идентифицируемым признакам, очень большое, то не существует надёжного способа выбрать из этой большой группы тех немногих, кто действительно совершит насильственное преступление.

Хотя нападения в школах широко освещаются СМИ, но информация в этих сообщениях не всегда полная, точная и непредвзятая. И у журналистов обычно нет доступа к материалам расследования, которые могут содержать весьма значимую, но конфиденциальную информацию об инциденте или предшествовавших трагедии действиях и особенностях учащегося, который совершил нападение.

Новостной поток распространяет много неправильных или непроверенных данных о школьных стрелках. Среди них – известные шаблоны:

•          Школьное насилие подобно эпидемии.

•          Все нападающие похожи.

•          Школьный насильник всегда одинок.

•          Школьные нападения мотивированы исключительно местью.

•          Самый главный фактор риска – легкий доступ к оружию.

В реальности все может выглядеть иначе.

Школьные расстрелы и другие формы школьного насилия – это не только проблема системы образования или правоохранительных органов. Они затрагивают школу, семью и общество. Подросток приходит в школу с определенным жизненным опытом, как положительным, так и отрицательным, который формируется

•          атмосферой в семье, школе,

•          отношениями среди сверстников,

•          обществом и его культурой.

Из этого опыта возникают ценности, предрассудки, предубеждения, эмоции и реакции ученика на обучение, стресс и влияние авторитетов. Его или её поведение в школе зависит от всего спектра переживаний и влияний. Ни один фактор не является решающим. Тем не менее, ни один фактор не является и абсолютно незначительным. Поэтому, когда у ученика появляются предпосылки к насильственному поведению, школа и другие общественные институты обладают возможностью и ответственностью удерживать этот потенциал от перехода в реальность.

Угрозы, с которыми сталкиваются некоторые школы, могут не соответствовать опыту, накопленному при исследовании уже произошедших случаев.

Не все угрозы равнозначны, но к ним можно применить своевременные и решительные действия по предотвращению.

Руководство школы, которое рассматривает все угрозы как равнозначные, становится жертвой заблуждения, сформулированного Абрахамом Маслоу: «Если единственный инструмент, который у вас есть, это молоток – вы склонны рассматривать каждую проблему как гвоздь».

Разумеется, школы должны признать, что все угрозы представляют неодинаковую опасность и реагировать на них следует по-разному. Пренебрежение этим простым правилом может привести к тому, что серьезные угрозы будут недооценены, не столь значительные вызовут неадекватную реакцию, а ученики вне зоны риска будут стигматизированы или подвергнуты несправедливому наказанию.

Оценка возможной угрозы должна быть направлена на то, чтобы вынести обоснованное суждение по двум вопросам:

•          Насколько реалистичной и серьёзной является угроза?

•          Какие известные намерения, мотивы и ресурсы лежат в основе угрозы?

Угроза – это выражение намерения нанести вред или проявить жестокость в отношении кого-либо или чего-либо. Угроза может быть произнесена, написана или изображена символически, например, показывая руками, как стреляют в другого человека.

Оценка угроз основывается на двух важнейших принципах:

1.         Все угрозы неравнозначны.

2.         Большинство угрожающих лиц вряд ли будут осуществлять свою угрозу. Однако все угрозы должны восприниматься всерьез и оцениваться соответствующе.

Статистика показывает, что большинство угроз поступают анонимно или под ложным именем. Это затрудняет оценку степени опасности, т.к. неизвестны особенности личности угрожающего, его среда, образ жизни и имеющиеся ресурсы для воплощения задуманного.

Если личность угрожающего не может быть определена, реакция должна основываться исключительно на оценке самой угрозы. С появлением новой информации степень угрозы может быть, как повышена, так и понижена.

Угрозы возникают по целому ряду причин:

•          как предупреждающий сигнал,

•          как реакция на страх наказания,

•          как выражение беспокойства,

•          как способ привлечь внимание.

Мотивы у угрожающего также могут быть разными:

•          насмешка,

•          запугивание,

•          наказание, месть,

•          манипуляция и принуждение,

•          утверждение власти и контроля,

•          попытка защититься или привлечь внимание,

•          препятствование деятельности учреждения.

Спектр эмоций, которые лежат в основе угрозы, широк:

•          любовь,

•          ненависть,

•          страх,

•          ярость,

•          тревога.

Про мотивацию никогда нельзя говорить с полной уверенностью, но ее понимание является ключевым элементом в оценке угрозы.

Угроза отражает психическое и эмоциональное состояние угрожавшего в тот момент, когда она была заявлена. Но важно помнить, что состояние человека может временно, но заметно изменяться под влиянием алкоголя/наркотиков или психоэмоциональных перегрузок: неудавшихся отношений, конфликтов в семье, трудностей с учебой и т.д. После того как человек пережил эмоциональную неудачу и успокоился или действие алкоголя/наркотиков закончилось, стремление реализовать угрозу может снизиться.

В целом, люди не переключаются мгновенно от ненасилия к насилию.

Нападающие не приходят внезапно к мысли, что насилие – единственный способ решить проблему. На деле же путь к жестокости эволюционен, поэтапен и сопровождается определенными сигналами.

Угроза – только один из наблюдаемых признаков. Некоторые люди могут упоминать в разговорах, письмах, рисунках о своих разочарованиях в жизни, фантазиях разрушения или о мести.

Угрозы можно классифицировать в четыре категории:

1.         прямые

2.         косвенные

3.         завуалированные

4.         условные.

Прямая угроза содержит в себе заявление о конкретном акте насилия и выражается простым, ясным и явным образом: «Я собираюсь разместить бомбу в спортзале школы».

Косвенная угроза имеет тенденцию быть неопределенной, неясной и неоднозначной. План, предполагаемая жертва, мотивация и другие аспекты маскируются или двусмысленны: «Если бы я хотел, я мог бы убить всех в этой школе!». Угроза выражается условно («Если бы я хотел») и значит, что конкретный акт насилия МОЖЕТ произойти, а не то, что он произойдет.

Завуалированная угроза – это такая угроза, при которой негативный посыл очевиден, но нельзя утверждать, что грозит какая-либо определенная опасность. «Нам было бы лучше без тебя» – есть намек на возможный насильственный поступок, но у потенциальной жертвы остается некая свобода самостоятельно интерпретировать сообщение и выявлять скрытые смыслы.

Условная угроза – это тип угрозы, часто наблюдаемый в случаях вымогательства. Он предупреждает, что насильственный акт произойдет, если не будут выполнены определенные требования или условия: «Если вы не поставите мне зачет – я принесу бомбу в школу».

Конкретные и правдоподобные детали можно считать критическим фактором при оценке угрозы:

•          личность жертвы или жертв,

•          причина возникновения угрозы,

•          средства, оружие и способ осуществления угрозы,

•          дата, время и место, где будет происходить предполагаемый акт,

•          конкретная информация о планах или подготовке, которая уже была проведена.

Конкретные подробности могут указывать на то, что уже были обдуманы детали совершения преступления, запланированы определённые шаги, а значит, риск реализации угрозы высок. Аналогичным образом, отсутствие подробностей свидетельствует о том, что угроза может быть не продумана до конца, никаких реальных шагов для её осуществления не предпринято.

Детали, которые можно считать конкретными, но нелогичными или неправдоподобными, могут указывать на меньшую серьезность угрозы. Например, ученик средней школы пишет, что намеревается взорвать сотни килограммов плутония в школьном кабинете завтра во время занятий. Угроза подробно описана, указано определённое время, место и оружие преступления.

Но детали неубедительны. Плутоний практически невозможно приобрести легально или на черном рынке. Это дорого, его трудно транспортировать и очень опасно обрабатывать, а для проведения ядерной реакции требуется сложная взрывоопасная детонация. У подростка, вероятно, не будет никакого плутония. И у него не будет знаний или специального оборудования для совершения теракта. Очевидно, что эта нереалистичная вероятная угроза вряд ли будет осуществлена.

Эмоциональный компонент угрозы может быть важным ключом к пониманию психического состояния стрелка.

Эмоции передаются мелодраматическими словами и необычной пунктуацией или же с помощью экспрессивных бессвязных отрывков, в которых может говориться о Боге/других существах. Иногда используется форма ультиматума.

Хотя эмоционально заряженные угрозы могут рассказать эксперту о характере угрозы, они не являются фактором оценки опасности. Они могут казаться пугающими, но корреляция между эмоциональной напряжённостью в самом сообщении об угрозе и вероятностью того, что она будет осуществлена, не установлена.

Опорными стрессовыми факторами являются инциденты, обстоятельства, реакции или ситуации, которые могут подтолкнуть к реализации угрозы. События эти могут показаться незначительными и не иметь прямого отношения к этой угрозе, но, тем не менее, они становятся катализатором.

Влияние катализирующего события будет зависеть от факторов, лежащих в основе личностных качеств и темперамента подростка, тех, что стимулируют его фантазировать о насилии. Соответственно, информация о временном триггере должна рассматриваться в совокупности с другой доступной информацией, к примеру, об уязвимости ученика при депрессии/потере.

Приведенные выше сведения могут частично помочь руководителям образовательных организаций, школьным психологам в выявлении обучающихся, склонных к проявлениям насилия. Вместе с тем следует понимать причины, подталкивающие ребенка к совершению насильственного акта. По анализу произошедших событий в нашей стране можно назвать основную причину – школьный буллинг.

Но немаловажно знать, что необходимо делать, если всё-таки событие произошло. В 2021 году МинОбрНауки разработало инструкцию «Что делать в случае вооруженного нападения на образовательную организацию». В ней приводились следующая информация:

Сигналом нападения являются: звуки выстрелов, вооруженные люди в помещениях или за окном. Далее следует спрятаться в ближайшем помещении (желательно запирающемся), забаррикадироваться, не подходить к окнам и дверям, лечь на пол, оповестить о событии экстренные службы, а также друзей и близких.

Если увидели сотрудников силовых ведомств, следует держать руки на виду, не делать резких движений, слушаться сотрудников правоохранительных органов и выполнять их инструкции.

Понятно, что инструкцию на все случаи жизни разработать нельзя. Однако предвидеть и проработать возможные варианты в данном вопросе жизненно необходимо. Давайте вместе попробуем разобраться в том, что же необходимо предпринимать в таких случаях.

Здесь первенство за специалистами и психологами ФБР, которые впервые столкнулись с проблемой скул-шутинга. Прежде всего, стоит понимать, что мы имеем дело с опасной ситуацией.  Что же конкретно мы можем предпринять?

1.         Следует определить наличие стрельбы!

Вероятно, вы услышите выстрелы, и вам лучше знать, как они звучат и не путать их с любым другим шумом. Это хорошо для тех, кто имеет опыт стрельбы из оружия в тирах или военное прошлое, для них это очевидно и понятно. А для тех, кто знает звук выстрела винтовки только из фильмов, это может стать проблемой. А если вы еще и увидели людей, которые пытаются сбежать из здания в панике, это станет дополнительным сигналом. Совместив эти два фактора, вы можете быть уверены в том, что имеете дело с нападением. Теперь вы знаете, что стрелок находится в здании, и можете планировать свои следующие шаги.

2.         Покинуть здание.

Звучит очень просто и на самом деле это не должно занять много времени, так как вы знаете маршрут, и у вас есть безопасный доступ к нему. Это очень полезная привычка ежедневно изучать окружающие вас места, в которых вы бываете. Это означает, что в каждом месте, которое вы посещаете, вы должны знать, как минимум, два выхода (если они доступны), и вы можете воспользоваться ими в случае любой опасности. Худшее, что можете сделать, это не знать ваших маршрутов выхода и в конечном итоге попасть в тупиковую комнату или коридор с гуляющим стрелком. Эвакуация означает покинуть зону как можно скорее, оставив все вещи; двигаясь по вашему маршруту, помочь другим людям покинуть здание и, если это возможно, не мешать другим людям (помните, что люди, которые не знают пути эвакуации, в панике могут совершать необдуманные поступки). Эвакуируйтесь, даже если другие люди, встречающиеся на вашем пути, решили прятаться. Имейте в виду, что, когда вы покидаете здание, отряд спецназа может быть уже на позициях. Держите свои руки на виду и следуйте требованиям сотрудников органов правопорядка.

3.         Спрятаться, если эвакуация невозможна

Если вы не можете эвакуироваться, найдите себе место, где стрелок с наименьшей вероятностью сможет найти вас.

Лучшей идеей было бы найти комнату, которая запирается изнутри, а если это невозможно, попробовать поставить тяжелую мебель к двери и запереть ее на какой-либо нетрадиционный способ. Стрелок не хочет тратить много времени, пытаясь проникнуть в запертые комнаты; он ищет толпу в легкодоступных местах, где можно стрелять в незащищенных людей столько, сколько возможно. Если вы оказались в ловушке, внутри комнаты без возможности покинуть ее, вы должны убедиться, что вы выключили свет и все электронные устройства, которые могут звуком обозначить вас. Отключите телефон, так как последнее чего бы вы хотели – это телефонный звонок выдавший вас, когда стрелок находится поблизости. Желательно укрыться за крупную мебель при ее наличии. Попробуйте позвонить 112, если это возможно, и делайте это только в случае, если это не подвергнет вас опасности.

4.         Самозащита

Это должно быть последним средством, если ничего из вышеперечисленного не представилось возможным!

Помните, что вы не вооружены, а стрелок, вероятно, имеет полуавтоматическую винтовку и иногда даже резервный пистолет. Лучшим вариантом, что можно предпринять в такой ситуации, чтобы иметь лучшие шансы на победу - это работать в команде, если это возможно. Если вы заблокированы или заперты в ловушке с группой людей, вы должны взять на себя ответственность и составить план действий, минимизируя риск получить пулю. Помните, что он собирается вас убить, не требует денег или каких-либо других ценностей. Если вы не будете сопротивляться, вы умрете, так что терять то нечего, если честно. Ваша тактика, как с ним бороться, будет зависеть от вашей силы/места/снаряжения.

Под силой имеется в виду, сколько людей готовы бороться вместе с вами. Но даже если вы остались одни – это не повод опускать руки!

Место: туалет, где нет предметов, которые могут быть использованы; комната, полная мебели, стульев.

Снаряжение означает любой объект, который вы можете бросить в стрелка для причинения ему ущерба. Все, что вы можете использовать, чтобы ударить его и все, что может использоваться для отвлечения. Примерами этого являются стулья среднего размера, электронное оборудование, предметы с острыми углами, стеклянные бутылки, огнетушители и тому подобное.

Помните, что при высоком стрессовом состоянии у вас останутся только базовые движения и только простые решения будут работать. Попробуйте организовать по крайней мере двух человек (если таковые имеются), чтобы швырять предметы в стрелка и отвлечь его. Его мозг не будет способен обрабатывать всю эту информацию, он растеряется, что приведет его в замешательство.

Всегда старайтесь использовать элемент неожиданности. Помните, что действие всегда быстрее, чем реакция. Установите двух человек в углы или позади двери в комнате, где вы заперты. Как только стрелок войдет, прыгайте на него и пытайтесь направить ствол в ранее согласованном направлении, чтобы убедиться, что, если и будет выстрел, никто не пострадает. Попробуйте взять его низом, используя очень простые методы, подобно проходу в ноги или подкату. Как только вы опрокинете его вниз, убедитесь, что стрелок обезоружен. Ищите другое оружие, которое может у него быть, и удерживайте его, пока не прибудут правоохранительные органы или группы реагирования.

Когда это произойдет, убедитесь, что у вас нет оружия в руках. Выполняйте требования полиции. Помните, что у силовиков также высокий уровень адреналина в крови, и они будут искать человека с винтовкой. Убедитесь, что вы четко обозначаете, что вы являетесь жертвой и покажите полицейским свои свободные руки. Бросайте все предметы, которые могут быть у вас в руках на момент их прибытия. Избегайте крика, резких движений. Постарайтесь успокоиться насколько это возможно и выходить по пути эвакуации, который вам укажут.

Надеемся, вам никогда не придется применять любой из приведенных советов, но лучше быть готовым к такому событию, чем быть неподготовленным в центре инцидента с активной стрельбой.

 

Литература:

1.      The School Shooter: A THREAT ASSESSMENT PERSPECTIVE, Mary Ellen O'Toole, PhD Supervisory Special Agent, FBI (перевод Центра психологической безопасности Санкт-Петербурга)

2.      TRAINING: ACTIVE SHOOTER RESPONSE / PMCI Magazine/ SURVIVING AN ACTIVE SHOOTER EVENT (авторский перевод)

3.      Суходольская Ю.В. Школьная стрельба как самостоятельное криминологическое явление. Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020, № 2. 3, стр. 117-120. (На русском).

4.      Карпов В.О. Культ Колумбины: основные причины школьной стрельбы. Вестник Казанского юридического института МВД России = Вестник Казанского юридического института МВД России, 2018, том. 9, нет. 4, стр. 442-446. (На русском).


Автор(ы): Зотова Лилия Анатольевна
Приложения: