Формирование интереса подростка к занятию рукоделием 

Кораблева Екатерина Владимировна,
инструктор по труду I категории СПб ГБУСОН
«Центр социальной помощи семье и детям
Невского района Санкт-Петербурга»

Из всего многообразия видов искусства, декоративно-прикладное является самым популярным. Это направление непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать и оформлять быт людей и среду их обитания. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях: женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные украшения, посуду. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремёсел новых, а некоторые забылись навсегда. Некоторое время назад увлечение различными видами рукоделия пережило второе рождение. Многие вещи в наше время можно купить в магазине, но действительно уникальное и неповторимое изделие можно сделать только своими руками.

Доказано, что ручной труд помогает раскрывать способности и реализовывать творческий потенциал. Рукоделие может стать интересным хобби, которое отлично тренирует мозг и развивает навыки, необходимые для выполнения повседневных задач. Рукодельные изделия, а также желание узнать их назначение, формируют эстетическое восприятие мира, учат видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать ручной труд.  Люди с помощью творчества познают мир, заряжаются энергией, стремятся достичь своей мечты. Помимо этого, рукоделие помогает справиться со стрессом и депрессией, повышает выработку гормонов счастья и отлично расслабляет. Занятия вязанием, плетением, шитьем улучшают различные навыки и развивают мелкую моторику, при этом помогают выразить себя и формируют неординарное мышление, повышают самооценку и положительно сказываются на чувстве собственного достоинства.

Начать заниматься рукоделием можно в любом возрасте. Азы рукоделия ребёнок познаёт ещё в дошкольных учреждениях, создавая различные поделки, затем в младшем школьном возрасте на уроках технологии или на творческих занятиях дополнительного образования. В подростковом же возрасте интерес к рукоделию либо затухает, потому как не каждому подростку может быть интересен процесс рукоделия (и в этом ничего странного, все люди разные и увлечения бывают разными), либо развивается вперёд, и тогда ребята с удовольствием начинают заниматься рукоделием, что в будущем вполне может перерасти в профессию или творческую подработку. Так как же привлечь первичное внимание подростка к рукоделию? Как сформировать, развить и привить любовь, а главное устойчивое желание создавать вещи своими руками?

Во-первых, рукодельные проекты для подростков могут сработать, только если вид рукоделия и тема будут для них «близкими». Едва ли кто-то захочет вышивать носовой платочек себе в подарок. А вот если речь зайдет, например, о шансе украсить свой свитшот вышивкой или сплести 3D брелок из бисера, то вряд ли кто-то откажется хотя бы попробовать сделать.

Во-вторых, следует обратить на методы обучения. Современная молодёжь придерживается принципов наглядности, то есть учиться и применять теоретические знания на практике доступным и понятным для подростков способом – через просмотр видео мастер-классов, клипов в ТикТоке, посещая живые творческие встречи или занятия в комфортной для подростков обстановке – в кружке дополнительного образования,  клубном формировании или досуговом учреждении, которые ребята могут посещать своими дружескими компаниями. Подлинная мотивация исходит в основном из интереса к процессу и жажды результата.

Говоря об организованных занятиях для подростков по направлению «Рукоделие» следует также отметить и другие немаловажные принципы, применение которых будет способствовать развитию у подростка интереса к самостоятельной (домашней, досуговой) творческой деятельности. Это принцип доступности – когда усвоение рукодельных навыков происходит от известного к неизвестному и от простого к сложному. И принцип индивидуального подхода – выявление и развитие творческого потенциала каждого обучающегося, поддержку талантливых детей.

Для подросткового возраста характерна такая особенность, как подражание. Подростки подражают как сверстникам, так и взрослым их своего круга общения. Поэтому, если ребёнок начинает проявлять интерес к рукоделию и среди его друзей находятся ещё несколько ребят, кто также проявляет интерес к данному виду творчества, то вероятность, что ребёнок захочет развиваться в данном направлении (основываясь хотя бы на здоровой конкуренции) гораздо выше, чем у ребёнка, то не имеет подобного круга общения. Также если в семье ребёнка старшее поколение (мама, бабушка) вяжут, шьют, создают украшения и т.п., то вероятность заинтересовать подростка творческой деятельностью более вероятна, чем в семьях, где о рукоделии знают только по книжкам.

Когда подросток стабильно начал заниматься рукоделием – заметьте это и подбодрите юного творца, оцените старания и достижения, позвольте и поддержите проявлять подростку фантазию и креатив, и ни в коем случае не ругайте за неточности, недочёты или учинённый беспорядок на рабочем месте, так как критика безусловно снижает мотивацию, портит настроение и прогоняет вдохновение.


Автор(ы): Кораблева Екатерина Владимировна
Приложения: