Развитие познавательных процессов у детей
старшего дошкольного возраста через познавательную
опытно-экспериментальную деятельность...

 

Содержание
1. Введение
2. Целевой раздел
2.1 Пояснительная записка
2.2 Принципы и подходы
2.3 Формы и методы
2.4 Планируемые результаты
3. Содержательный раздел
3.1 Содержание психолого-педагогической работы
3.2 План работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 5-6 лет
(старшая группа)
3.3 План работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет
(подготовительная к школе группа)
3.4 План работы с родителями
4. Организационный раздел
4.1 Особенности развития РППС
4.2 Оборудование
4.3 Литература


                                                         «Есть такое твердое правило.
Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету»
Антуан де Сент-Экзюпери
 «Маленький принц»
1. Введение
В настоящее время экологическое образование, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Д.А.Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое образование в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Особое место в этой системе должны занимать знание о человеке как о части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усваивание эмоционально окрашенными, радостью от встречи с природой, стремление глубже понять ее, симпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней.
Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников?
Потребность в общении с природой.
    Эстетические и этические чувства, которые вызывают общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка.
Природа – великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого – земли, воды – людям не жить на земле.
Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше жить в этом мире взрослым и детям.
     Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет. Воспитатель должен заложить в сознание детей понятие о живой и неживой природе.
Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.
Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
         Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
       Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
     Таким образом, чтобы осуществлять развитие экспериментальных способностей, необходимо формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                                                                                                                                               2.1 Пояснительная записка
 Программа по опытно - экспериментальной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.
 В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования выделены следующие качества: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
 Для развития данных качеств у ребенка - дошкольника разработана инновационная программа экологического образования по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через познавательную опытно - экспериментальную деятельность «Юные исследователи».
Для решения поставленных задач организована инновационная деятельность, направленная на организацию воспитательно-образовательного процесса с использованием наиболее эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательная опытно-экспериментальная деятельность.
  Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» чего-то нового.
        Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит стремление к исследованию окружающего мира, новым открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как: творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
    Данные качества способствуют к дальнейшему более успешному обучению детей в школе.
    Учитывая практическую значимость опытно-экспериментальной работы для всестороннего развития ребенка, выделены следующие цели и задачи:
Цель Программы - способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности через опытно-экспериментальную деятельность.
      Задачи Программы:
Образовательные:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира расширять у детей представлений о химических свойствах веществ;
- актуализировать знания детей о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- формировать способы познания путём сенсорного анализа;
- обучать детей в умении пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
-  обучать детей работать в команде;
-  учить детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
Развивающие:
         - развивать представления детей о факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);
- развивать мыслительные способности, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования и умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность;
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
2.2 Принципы и подходы:
1. Принцип научности:
      - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
   - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
 2. Принцип целостности:
      - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
    3. Принцип систематичности и последовательности:
     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
      -  предполагает повторяемость тем и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
    4. Принцип индивидуально личностной ориентации воспитания:
  - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
    5. Принцип доступности:
      - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
6. Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», тем самым узнают что-то новое;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
     7. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
2.3 Формы и методы работы:
-специально организованная деятельность (совместная, групповая, индивидуальная, работа с родителями);
-экспериментирование;
-наблюдения;
-опытная деятельность;
 -решение проблемных ситуаций;
 -беседы и рассказ воспитателя;
 - рассматривание картин и иллюстраций;
 -чтение художественной литературы, экологических сказки;
 -практическая деятельность в природе;
  -природоохранные акции;
  -развивающие дидактические игры;
   -выставки.
- 2.4 Планируемые результаты:
-способен наблюдать и экспериментировать;
 -ребенок проявляет любознательность, инициативу, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно давать объяснения явлениям природы, свойствам предмета;
-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;
-обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности;
-ребенок овладевает начальными представлениями о себе, элементарными представлениями из области живой (неживой) природы, математики, и т.п.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Содержание психолого-педагогической работы
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) с учетом возрастных особенностей детей.
 Срок реализации программы -2 года.
 Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 2 раза в месяц (часть, формируемой участниками образовательного процесса ООП ДО ГБДОУ) с детьми старшего дошкольного возраста по 20-25 минут, с детьми подготовительной к школе группы по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
3.2 План работы по опытно - экспериментальной деятельности с детьми 5-б лет (старшая группа)
месяц 1-я неделя 3-я неделя
      сентябрь Тема: «Песчаный конус»
Цель: Установить свойства песка. Тема: «Водопроницаемость песка и глины»
Цель: Познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес.
октябрь Тема: «Свойства воды»  
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
 Тема: «Живая вода»
Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.
ноябрь Тема: «Измерение размеров изображения с помощью различных линз»
Цель: Познакомить с оптическим           прибором - линзой, сформировать  представления о свойстве линз    увеличивать изображения, развивать познавательную активность.  Тема: «Как обнаружить воздух»
 Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить.             Определить поток воздуха в     помещении.
декабрь  Тема: «Снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»  
 Цель: Развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.  Тема: «Зависимость таяния снега от температуры»
 Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
январь  Тема: «Сколько воздуха в лёгких»
 Цель: Сформировать у детей         представления об организме          человека (о строении собственного тела)  Тема: «Волшебное зеркало» (конспект)
 Цель: Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
февраль Тема: «Извержение вулкана»
Цель: Познакомить детей с природным явлением -вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Тема: «Лабирин» Цель:Установит как растение ищет свет.
март Тема: «Состояние почвы в зависимости от температуры» 
 Цель: Познакомить с зависимостью состояния почвы от погодных условий. Тема: «Где лучше расти?»
Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
апрель  Тема: «Что нужно для питания растения?»
Цель: Установить, как растение ищет свет. Тема: «Какое значение имеет размер семян?»
Цель: Показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.
май  Тема: «Музыка или шум?»
Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки. Тема: «Как солнце высушивает предметы?»
Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
3.3 План работы по опытно - экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
месяц 1-я неделя 3 -я неделя
сентябрь Тема: «Песок - природный фильтрат»
Цель: Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования. Тема: «Летающие семена»
Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
октябрь Тема: «Испарение»
Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого, в газообразное состояние и обратно в жидкое. Тема: «Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком - вода; твердом - снег, лед; газообразном - пар.
ноябрь Тема: «Свойства воздуха»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. Тема: «Как работает термометр»
Цель: Посмотреть, как работает термометр.
декабрь Тема: «Что выделяет растение?»
Цель: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
 Тема: «На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
январь Тема: Свойства магнита»
Цель: Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком. Тема: «Волшебное электричество» (конспект)
Цель: Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
февраль Тема: «Мир бумаги»
Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнётся, рвётся, режется, горит). Тема: «Удивительные камни» (конспект)
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
март Тема: «Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции. Тема: «Как образуется тень»
Цель: Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
апрель Тема: «Секрет сосновой шишки»
Цель: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. Тема: «Для чего корешки?»
Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.
май Тема: «Как солнце влияет на растение»
Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение. Тема: «Свет повсюду»
Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) и искусственные -изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
З.4 План работы с родителями по опытно - экспериментальной деятельности
сентябрь 1. Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
октябрь 2. Памятка « Экспериментирование с водой»
ноябрь 3. Консультация «Учить ли детей делать открытия?»
декабрь 4. Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
январь 5. Практикум «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят»
февраль 6. Консультация «Расскажи, и я забуду, покажи - и я запомню!»
март 7. Рекомендации «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
апрель 8. Советы «Как помочь маленькому исследователю?»
май 9. Консультация «Эксперименты на маминой кухне»
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
Для реализации поставленных целей и задач в группе создаются специальные условия (мини-лаборатория, оснащенная всеми необходимыми материалами для проведения опытов и экспериментов с детьми).
 4.2 Оборудование:
Наш центр опытно - экспериментальной деятельности состоит из 7 зон:
1 зона - «Мини - лаборатория «Почемучка»
Вас здесь встречает Почемучка. Он помогает знания добыть, на все "почему" ответ получить. Он хозяин этой лаборатории. Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
В мини - лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
 -Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);   -Приборы - помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);                                                                                                                                                                 -Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:                              
-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);
-«Невидимка - воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок), т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-«Звук» (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);
  -«Запах» (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);
-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.
В мини - лаборатории находятся:
Коллекции: коллекция семян, гербарий, коллекция тканей, коллекция ниток, коллекция ракушек, коллекция камней;
Модели: календарь природы (времена года), дни недели; календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе; алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
Макеты (выставляются соответственно темам недели): царство льда и снега; кто живет в жарких странах; животные наших лесов; пресмыкающиеся; насекомые.
2 зона – «Центр природы»
В группе есть центр природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
На комнатные растения оформлен паспорт. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в центре природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.
Есть тематические альбомы: (луговые цветы, садовые цветы, комнатные растения, деревья и кустарники, грибы, насекомые, домашние и дикие животные, наши питомцы, зимующие и перелётные птицы и др.)
В центре природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа- это тоже объект исследования.
3 зона - методический центр
Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в центре природы и в цветнике ,алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности), коллажи, мнемотаблицы, паспорт «Экологической тропы», картотека экологических сказок (речетворчество),  УМК  к парциальной программе О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» и др. В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.
4 зона - центр «Хочу всё знать»
Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии, атласы, альбомы, папки-передвижки, папки-накопители: времена года, деревья, растительный мир, грибы, природные явления, насекомые, птицы, животные жарких стран, домашние животные, дикие животные, животные Севера и книги, созданные совместно с детьми и их родителями: Красная книга животных, Красная книга растений, пользуются большой популярностью у детей самодельные лэпбуки: «Экология», «Метеостанция», «Времена года», «Наш огород», «Насекомые», «Улитка», «Червяк» и др.
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов - книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. Хозяин этого центра Буратино, с которым дети часто отправляются в страну знаний и чудес.
5 зона - мини - музей «Чудесная кладовая»
Один из элементов нашей опытно - экспериментальной среды - мини- музей, в котором расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы воспитателей, детей и родителей.
В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой - либо области познания периодически оформляется мини выставка. Хранителем музейных экспонатов является музейный домовёнок Кузя. Он и гид, который организует заочные экскурсии для детей. Дети с удовольствием приходят на его «выставки». Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально - чувственного опыта.
6 зона - наша игротека
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы, домино. Имеются игры по валеологии и безопасном поведении в природе. Создана картотека игр: «Кто где живет?», «О животных», «О растениях», «Хочу все знать!», «Ассоциации», «Зоологическое лото», домино «На море, на суше», «Большие и маленькие», «Кто чем питается», «Как растет живое», «Кто как появился», «Что из чего сделано», «Времена года», «Развиваем наблюдательность» и др.
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
7 зона - «Огород на окне»
На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород оформлен по сюжету сказки "Репка", а также на окне есть прудик с камешками, ракушками и растениями, где плавают уточки и лягушки. С детьми сделали бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсили ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, способствуя развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребёнок-исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь- взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-не будь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
4.3 Литература:
1.ИсаковаН.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.- СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-
ПРЕСС»,20 13.-64с.
2.Дыбина О.В, Рахманова Е[.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина(отв.ред.).- М.: ТЦ»Сфера», 2001.-192с. (Серия «Вместе с детьми».)
3.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры - занятия для дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2010.
4.Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
5.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.-128с., ил.
6.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е. А.Мартынова, И.М.Сучкова.-Изд.2-е.-Волгоград :Учитель,2013 .-333с.
7.КрашенинниковЕ.Е., ХолодоваО.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-80с.
8.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: «Детство ПРЕСС»,2015.-512с.


Автор(ы): Лазодмин Олег Иванович
Приложения: